Предварительный усилитель с претензией на Hi-End! (Часть II)

Предварительный усилитель Автор: Douglas Self (Дуглас Селф), вольный перевод статьи: главный редактор «РадиоГазеты»

Сегодня винил переживает настоящий ажиотаж (имеется в виду в Европе и Америке). На нём переиздаются старые записи, и даже молодые музыканты, выпуская свои альбомы на CD, параллельно издают версию на виниле. А сами проигрыватели винила  (даже относительно простые) продаются по астрономическим ценам. Но радость от обладания таким аналоговым источником может быть омрачена, если у вас нет предусилителя с достойным винил-корректором. Именно этому блоку и посвящена данная часть публикации.

К блоку винил-корректора относятся узлы: МС-корректор, ММ-корректор, переключатель усиления, полосовой фильтр и синтезатор нагрузки, показанные на структурной схеме в первой части этого цикла статей. Все они собраны на одной печатной плате.

Характеристики винил-корректора, которых удалось достичь, благодаря нетрадиционной  схемотехники Дугласа Селфа:

(Измерения проводились при напряжении питания 17В, выходное напряжение 1В)

 

MM-корректор: 5 mV на входе, 1kHz, JP1/2 = 15 dB Искажения+шум: 0,008 %
MC-корректор: 0,2 mV на входе, 1 kHz, JP1/2 = 15 dB Искажения+шум: 0,016 %
Усиление MC-корректора 29,8 dB
Нижняя граничная частота (-3 dB) 20 Hz24 Hz (при включенной IEC-коррекции)
Точность RIAA-коррекции -0,06 dB (100 Hz … 20 kHz)

Принципиальная схема блока представлена на рисунке:

Схема винил-корректора.
Увеличение по клику

МС-корректор.

Предусилитель собран на транзисторах Т1 … Т4 и операционных усилителях IC1A  и IC2A, которые обеспечивают усиление сигнала звукоснимателя порядка 30 дБ при минимальном уровне шумов. В этой части схемы приходится идти на компромисс между уровнем шумов и динамическим диапазоном усилителя. Полное усиление этого каскада составляет 45 дБ, но выходной делитель R8, R9 ослабляет сигнал на 15 дБ и одновременно обеспечивает и высокоомную нагрузку для IC1A, и низкое выходное сопротивление каскада.

Смещение транзисторов задают резисторы R3 и R4, а интегратор на IC2A обеспечивает «0» на выходе IC1A. Параллельное включение транзисторов позволяет снизить уровень шума входного каскада. Не рекомендуется заменять транзисторы на 2SB737, устаревшие и снятые с производства.

Элементы R1 и C1 подбираются под конкретный тип звукоснимателя по минимуму уровня шумов. Как показала практика, значения R1 обычно лежат в интервале от 10 Ом до 1 кОм, а конденсатора С1 от 0 до 10nF.

ММ-корректор.

Эта часть схемы построена довольно стандартно. Здесь настоятельно рекомендуется использование полистирольных конденсаторов из-за их малых нелинейных искажений. Параллельное включение резисторов и конденсаторов в этом узле призвано нивелировать отклонения номиналов от заданной величины, чтобы получить максимальную точность RIAA-характеристики корректора. С22 — полистирольный.

Здесь также под конкретный звукосниматель требуется подобрать значения элементов  С8 (от 0 до 330 пкФ) и R13 (минимум 220 kOm ). На элементах IC4 собран «электронный резистор». Так как значение этого резистора должно быть достаточно велико — 47кОм, то обычный резистор существенно повысил бы уровень шумов. Электронная версия не добавляет в схему тепловых шумов. Преобразование номинала R16 в значение 47 кОм происходит за счёт подачи на его нижний по схеме вывод сигнала в противофазе к верхнему выводу.

Рокот-фильтр

Этот узел построен как двухзвенный фильтр Баттерворта 3-его порядка. Параллельное включение резисторов опять же преследует цель получения более высокой точности характеристик фильтра. Микросхема LM4562 обеспечивает миниально возможные искажения. Фильтр обеспечивает спад характеристики -3дБ на частоте 20Гц.

Отключаемая  IEC-коррекция.

Было решено ввести в схему узел IEC-коррекции, по сути дополнительный фильтр ультра низких частот. Так как многие меломаны и аудиофилы не очень его любят, в схеме предусмотрена возможность отключения коррекции. Между тем, довольно простая реализация этой коррекции даёт неплохую точность: до 29 Гц ±0, 1 дБ.

Регулятор усиления

Этот каскад на ОУ  IC7B позволяет адаптировать параметры усилителя  практически к любым видам доступных  на сегодня MC- или MM-звукоснимателей, отрегулировав коэффициент усиления таким образом, чтобы получить максимальный динамический диапазон. Усиление регулируется с шагом -5дБ, установкой перемычки на пинах JP1. Как и в предыдущих узлах схемы параллельное включение резисторов используется для повышения точности в установке коэффициента усиления. R35 обеспечивает в каскаде отрицательную обратную связь по постоянному току.

Конструкция и настройка.

Схема собрана на двухсторонней печатной плате.

Размещение деталей показано на рисунке:

Печатная плата винил-корректора
Увеличение по клику

Плата в собранном виде:

Печатная плата винил-корректора
Увеличение по клику

Настройка сводится к подбору элементов R1, C1 и C8, R13 (C28, R49 и C35, R61) под конкретные типы звукоснимателей.

Список элементов:

Элементы винил-корректора
Увеличение по клику

Продолжение следует…
Статья подготовлена по материалам журнала «Электор» (Германия)
Удачного творчества!
Главный редактор «РадиоГазеты»

6 комментариев к “Предварительный усилитель с претензией на Hi-End! (Часть II)”

  1. Добрый вечер. К сожалению мой вариант корректора не заработал (хотел собрать отдельным блоком), собрал без МС корректора, на входе поставил неполярные электролиты, питание в норме, дыма нет. Самостоятельно вряд ли найду причину. Буду благодарен за советы.
    Спасибо.

Оставьте комментарий